Дирижабли возвращаются. А вы готовы стать воздухоплавателем?

От слова «дирижабль» так сильно веет нафталином, что кажется в современном мире этому мамонту от воздухоплавания места нет. Однако все больше людей сегодня уверены в обратном: дирижабли способны потеснить не только самолеты и вертолеты, но и спутники. Неужели мы станем свидетелями второго, во всех смыслах, взлета этих исполинов?

Война миров

Начало XX века было временем войн и революций, причем войн и революций, в том числе, и технических. Ни раз и не два в те времена человечество оказывалось перед выбором, в какую строну направить прогресс и не факт, что победившие сто лет назад технологии были более совершенными, чем те, что остались за бортом истории.

Доказательство — сегодняшнее возвращение электромобилей, которые, казалось бы, еще в прошлом веке проиграли войну за место под солнцем машинам с ДВС, но теперь снова воспринимаются, как самый перспективный транспорт будущего.

Сто лет назад электромобили на равных конкурировали с машинами, работавшими на бензине, причем у последних было не так уж много козырей. Это сегодня бензин продается повсюду, тогда же найти горючее, как и розетку, можно было только в крупных городах, что же касается запаса хода, то он у электрических машин и машин с ДВС был сопоставим (например, автомобиль Detroit Electric 1907 года мог проехать без подзарядки 130 км). При этом транспорт на электрической тяге не портил воздух городов, не был подароопасен и не требовал большой физической силы, в отличие от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, которые до появления электростартера в 1912 году приходилось заводить ручкой. Прибавьте дефицит нефти, добывавшейся в несравнимо меньшем объеме и вы поймете, почему у электрического транспорта было множество поклонников.

Так, более века назад по Москве уже ездили электрические автобусы (омнибус фирмы «Дукс»), а в Санкт-Петербурге Дума рассматривала открытие аж десяти электрических маршрутов. Сегодня практически такие же проекты предлагает современное правительство, а автопроизводители под давлением экологических норм вновь обратили свое внимание на электромобили. Возможно, история пойдет вспять и в том, что касается небесного транспорта?

Если вдуматься, то внятных причин для отказа человечества от дирижаблей нет. Единственный плюс самолета — скорость. В остальном дирижабли выглядят предпочтительнее: не нуждающиеся во взлетно-посадочных полосах они позволяют обеспечить воздушным сообщением населенные пункты без необходимости строительства аэродромов, более легкие, чем воздух, при поломках они не падают, а снижаются, наконец, они несравнимо более комфортны для пассажиров... Список преимуществ можно продолжить также такими плюсами, как большая грузоподъемность, лучшая экономичность и способность зависать на месте. И все же: почему люди забыли их?

Золотой век

Первая треть XX века складывалась для дирижаблей, как нельзя лучше. Во время первой мировой войны они, способные, в отличие от самолетов тех лет, взять на борт тонны груза, использовались в качестве бомбардировщиков. При этом до появления зажигательных пуль медлительность не была для них приговором: пулеметчики с дирижабля не подпускали к нему самолеты, а пули, если те и попадали в аэростат, серьезного урона не наносили.

Военные вложения в этот вид транспорта привели к тому, что в 20-е годы дирижабли вошли еще более совершенными машинами. Именно это время и стало их золотым веком: 1924 год - трансатлантический полёт немецкого дирижабля LZ126, 1926 — норвежско-итало-американская северная экспедиция дирижабля «Норвегия» под руководством Амундсена, 1929 — дирижабль «граф Цеппелин» начинает регулярные трансатлантические рейсы.

Убили дирижабли две вещи: не долеченные детские болезни и черный pr. В этом году исполняется 80 лет самой громкой катастрофе в истории этого транспорта — гибели «Гинденбурга», взорвавшегося в 1937 году при посадке в аэропорту Лейкхарст (штат Нью-Джерси). Так как трагедия произошла на глазах 22 фотографов, кадры огненного шара, в который в мгновение ока превратился исполин, облетели весь мир. Они и сегодня выглядят пугающе, но вот вам цифры: даже в той аварии из 97 пассажиров выжили 62, а сам взрыв стал следствием не столько несовершенства конструкции дирижабля, сколько... санкций: ограничения на поставку безопасного инертного гелия в Германию вынудили немцев заправить «Гинденбург» водородом.

Но кому нужны факты, когда есть эмоции? В мире началась травля дирижаблей. Гвоздь же в гроб вбила вторая мировая война, давшая мощный толчок развитию их главных конкурентов — самолетов.

Возвращение

И все же даже десятилетия эволюции традиционной авиации не позволили самолету обойти дирижабль в том, что касается его основных сильных сторон. Избавленный от шумов и вибраций, а также способный зависать на месте он незаменим для научных исследований, так как с установленных на него приборов можно получить более точные данные. Кроме того, он, по-прежнему, может поднимать большие грузы — нет проблемы построить дирижабль грузоподъемностью в 1000 тонн (для сравнения грузоподъемность исполинского Ан-124 «Руслан» в шесть с лишним раз меньше). Наконец, возможность подниматься на высоты более 20 км позволяет ему работать приемо-передатчиком спутниковых сигналов. При этом и запуск, и эксплуатация такого спутника будет значительно дешевле обычного (ему не требуется такого количества топлива, а в случае поломки, он может прпосто спуститься для ремонта). И, конечно, ни один самолет не способен предложить такого уровня комфорта: на борту можно разместить каюты со всеми удобствами, рестораны, кинотеатры, концертные залы и, конечно, палубы с панорамным остеклением для прогулок в облаках.

Все это объясняет, почему по всему миру в последние годы появились сотни проектов современных дирижаблей. Военный «грузовик» SkyCat, патрульные AU-12 (длина 34 м) и AU-30 (54 метра), трансатлантические «Аэрокрафт», прогулочные Zeppelin NT, которые катают туристов над Боденским озером, на котором некогда располагался плавучий цех по сборке «Цеппелинов». Есть и гибридные решения, вроде проекта самолета-дирижабля Stingray от швейцарской фирмы Prospective Concepts AG. Так что, шанс на то, что в один из своих будущих отпусков вы полетите (или, все же, поплывете?) на дирижабле, высок. 

«Гинденбург» приводил в движение двигатель Daimler, а на борту был даже специальный облегченный, алюминиевый рояль.



Поделиться
Telegram
Класс
WhatsApp

Учредитель: OOO "Панавто", 143085, Московская обл., Одинцовский р-н, п.Заречье, улица Торговая 4, стр.1.

Редакция и издатель: OOO "Панавто", 143085, Московская обл., Одинцовский р-н, п.Заречье, улица Торговая 4, стр .1.

© 2008-2018 "People&Cars" Панавто. Все права защищены. Использование текстовых и визуальных материалов возможно только с письменного согласия редакции (издательство).